Поиск
  • Profipharm

Как не быть все время «козлом отпущения»



Рабочие взаимоотношения не у всех складываются успешно: кому-то из сотрудников удается создать для себя комфортную психологическую среду и четко обозначить границы своей ответственности, а кому-то приходится постоянно работать «за двоих» и к тому же терпеть упреки руководителя не только за свои, но и за чужие ошибки и промахи. О том, как не быть все время крайним и как не стать в рабочем коллективе «козлом отпущения», рассказывает наш эксперт.


Эксперт

психолог, бизнес-тренер, коуч и семейный системный арт-терапевт Ольга Николаевна Заводилина (г.Москва).


Аптекарь (А): Ольга Николаевна, во многих рабочих коллективах есть такой сотрудник, которому поручают всю рутинную работу и которого регулярно заставляют выполнять задачи, выходящие за рамки его служебных обязанностей. Зачастую его считают виновным в различных неприятностях и упрекают в том, что он что-то недоделал или сделал не так, как следует. Почему возникает такая проблема и как обычный сотрудник становится в коллективе «козлом отпущения»?

Ольга Заводилина (О.З.): Отношение к сотруднику в рабочем коллективе всегда тесно связано с его бытовым поведением. Если человек на работе становится «козлом отпущения», то это означает, что такая позиция для него привычна: взрослый человек никогда не становится «крайним» без всякой причины.

Как правило, истоки этой проблемы лежат в раннем возрасте, и причина такого поведения – глубоко скрытое чувство вины, приобретенное в процессе воспитания. Это чувство бывает неосознанным: человеку когда-то давно внушили мысль о том, что он во всем виноват, что он что-то делает не так и что он не такой, как все. В результате чувство вины глубоко укореняется в подсознании человека и становится базисом его поведения во взрослой жизни. Человек взрослеет, и с возрастом он все больше привыкает к чувству вины и пониманию того, что он все делает не так. С этим посылом он приходит в рабочий коллектив и фактически добровольно соглашается на роль «козла отпущения».


А: В чем же выражается этот посыл?

О.З.: Внешне такой посыл, как правило, незаметен: даже с чувством вины человек может выглядеть вполне уверенным и респектабельным. Неуверенность в себе чаще всего бывает неосознанной: такой сотрудник на подсознательном уровне транслирует свою вину за то, что он что-то делает не так, но коллектив все равно «считывает» такой посыл и начинает постепенно навешивать на этого сотрудника лишнюю работу и порой даже чужую ответственность. Человек, привыкший всегда быть крайним, в рабочем коллективе тоже берет на себя эту роль и со временем утверждается в ней. В рабочем коллективе очень удобно иметь такого сотрудника, на которого всегда можно свалить любую работу: руководство и коллеги знают о его безотказности и активно пользуются этой слабостью.


А: А если человек все-таки откажется выполнять лишнюю работу или принимать на себя вину?

О.З.: Такое бывает часто, но из-за подсознательного чувства вины избавиться от роли «крайнего» бывает очень сложно. Если человек захочет выйти из роли «козла отпущения» и попытается сопротивляться, то противостоять сложившейся ситуации у него, скорее всего, не получится: с помощью убеждений и логических рассуждений руководитель всегда сможет уговорить что-то сделать или доказать ему, что он виноват и что-то сделал не так.


А: Что делать человеку, который оказался в коллективе «козлом отпущения»? Как избавиться от такой роли?

О.З.: Если сотрудник однажды уже согласился на роль «козла отпущения», то самостоятельно выйти из этой ситуации ему будет довольно трудно. Поэтому моя самая первая и самая главная рекомендация – обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Необходимо помнить, что помочь выявить корень этой проблемы может только специалист. За такой проблемой всегда кроется глубокое чувство вины, а за каждым чувством вины всегда кроется травматический опыт в прошлом. Психолог сможет выяснить истоки проблемы и поможет человеку освободить психику от глубоко укоренившегося чувства вины, и только после этого сотрудник научится выстраивать свои рабочие отношения более рационально и комфортно.


А: Можно ли исправить ситуацию самостоятельно, не прибегая к помощи психолога?

О.З.: Если у сотрудника, оказавшегося в ситуации «крайнего», нет возможности обратиться к психологу, я рекомендую в первую очередь четко вспомнить свои должностные обязанности. Затем посмотреть на то, какую дополнительную работу вы также выполняете, и кто на самом деле отвечает за ту часть работы, которую вы выполняете, но которая не входит в ваши непосредственные обязанности. После этого можно начать обозначать другим то, за что вы на самом деле несете ответственность, а за что нет, возвращая эту ответственность тем, кому работа поручена изначально.


А: Но зачастую такому сотруднику поручают что-то сделать только потому, что больше никто делать это не может или не хочет, а он не может отказаться и берется за нее. Как обезопасить себя в этом случае?

О.З.: Действительно, такое случается часто. В этом случае человеку нужно перестать играть роль незаменимого или безотказного сотрудника. Необходимо пересмотреть свое отношение к поручениям и признаться самому себе, что вы действительно что-то не умеете или не можете выполнить, поскольку у вас есть своя основная работа. Чтобы не вызвать гнев руководителя или недовольство коллег по поводу невыполненной или несвоевременно выполненной работы, нужно заранее напомнить всем, что эта работа не входит в ваши обязанности. При этом не следует идти на конфликт: скажите руководителю, что вы не знаете, как выполнить эту работу, но готовы этому научиться. Спросите у него, когда и где вы можете этому научиться? В этом случае вам объяснят, как это сделать, или поручат это задание другому человеку. Такое ранжирование рабочих задач убережет вас от лишних обязанностей и претензий.


А: Бывает и такое, что сотрудник становится «крайним» в эмоциональном плане: на него все ругаются или обвиняют его в ошибках и промахах.

О.З.: В этом случае необходимо обозначить коллегам и руководству, что с вами нужно говорить по-другому. Можно сказать, например, так: «Я вас слышу – пожалуйста, говорите тише. Мне будет приятно, если бы будете говорить со мной на полтона тише». В случае претензий можно сказать следующее: «Я понял, что я что-то сделал не так. Объясните по существу, как это сделать правильно, и я это сделаю. Если мне это не по силам, то скажите, где я могу этому научиться – я готов учиться, чтобы сделать это хорошо». Такой подход поможет перевести разговор на повышенных тонах в более спокойное и конструктивное русло.


А: Ольга Николаевна, какие еще советы вы можете дать Аптекарям по этой проблеме? Что можно изменить в своем поведении, чтобы не стать на работе «козлом отпущения»?

О.З.: Я хочу напомнить, что данная проблема всегда кроется в самом человеке. Когда сотрудник приходит на работу, коллектив начинает его проверять и непременно постарается нарушить его личные границы: поручить ему лишнюю работу, обвинить его в ошибках или просчетах. Другими словами, происходит некая провокация на то, что «вы делаете что-то не так». На человека могут повысить голос или даже накричать, а если он поддается этой провокации и безропотно проглатывает все обвинения и обиды, это не остается незамеченным. В результате такой сотрудник очень быстро становится «козлом отпущения»: на него наваливают непомерный груз работы и ответственности. В конце концов у человека не остается сил все это терпеть, и тогда у него остается небольшой выбор: протестовать, продолжать играть роль страдальца или уходить из этой компании.

Поэтому я предлагаю сотруднику, который чувствует себя «крайним», следующий алгоритм действий: сначала «проработать» у специалиста свои психологические проблемы, а после этого вспомнить свои профессиональные обязанности и обозначить границы своей ответственности. Четкое обозначение и соблюдение этих границ и профессионализм в работе поможет избежать подобных проблем.


---

Опубликовано в журнале «Аптекарь»

Просмотров: 79
лого.png

Присоединяйтесь

к нам в соцсетях

  • YouTube Социальные Иконка
  • iconfinder_25_social_2609558
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Иконка
По вопросам сотрудничества:
info@profipharm.ru | +7 (903) 968-92-51